СЕЛО ИЛЬБУХТИНО

Тукаевский район Республики Татарстан

 
   

 

 

История возрождения одной церкви

 
     

Главная
Возрождение

События 1918 г. 

По дороге, ведущей к храму

Места здесь просто удивитель-ные. Лишний раз убеждаешься, что совсем не случайно приро-да Нижней Камы служила ис-точником вдохновения для ве-ликого русского живописца Ши-шкина. Эти густые сосновые бо-ры, светлые березовые перелес-ки, холмы, плавно стекающие к берегам речушек, обильные род-ники и изобилие всякой жив-ности  испокон  веков  влекли  к

себе разный люд. Может, и потому так богата история окрестностей нынешнего автограда?

О полных превратностей судьбах Малой и Большой Шильны наша газета уже рассказывала. Но есть рядом с Шильнями еще одно се-леньице, которое, имея богатую событиями биографию, еще несколько лет назад было на грани если не исчезновения, то забвения точно. О том, как не дали превратить Ильбухтино в умирающий населенный пункт, скажу чуть позже. А сейчас окунемся в XVII век.

Хотя местные краеведы и убеждены, что поселение на месте слияния речушек Шильна и Бескачень на левобережье Камы появилось в не-запамятные времена, официально село Ильбухтино, расположенное в двух десятках километров от Набережных Челнов, известно с 1690 года. По мнению авторитетного татарского писателя-краеведа академи-ка Дамира Гарифуллина, корни этого названия в древнетюркском имени Ильбакты. Это слово в литературном переводе звучит как "ох-раняющий родные края". Кстати, до недавнего времени поселение так и именовалось Ильбахтино. Надо сказать, что аналогичные по зву-чанию имена прежде были довольно распространены в татарском язы-ке.

В старинных татарских родословных, рассказывает Дамир Хай-руллович, часто встречаются такие имена, как Байбакты, Ишбак-ты, Уразбакты, Ханбакты, Янбакты и другие. И ряд этих имен уве-ковечен в названиях населенных пунктов. В частности, в Мамадышс-ком районе есть село Уразбахтино, известное со времен Казанского ханства. И если говорить об Ильбухтине, то в книге Хисамутдина Муслима аль-Булгари "Таварахы Булгария" ("Булгарские повест-вования") мы читаем : "...После того как господин мир-Тимур прибыл в Содом, то есть в город Елабугу. В то время в Содоме ханом был Ильбакты, сын Уразбакты-хана. Этот хан не знал никакой веры и ре-лигии, мир-Тимур обращал его в ислам, но он не согласился. Упоминае-мый Содом был небольшой город, его также обратил в прах и, прика-зав разломать ворота, бросил их в Каму, жителей взял в плен, а ос-тальных разогнал по разным сторонам света". Имя же своенравного хана осталось в истории навечно.

В первые десятилетия после завоевания Казани войсками Ивана Гроз-ного более трети бывших татарских деревень Казанского ханства бы-ли полностью заселены русскими крестьянами-переселенцами. Татарам же было запрещено селиться ближе чем за тридцать километров от Вол-ги и Камы. А деревня Ильбакты (Ильбухтино) находилась именно в такой зоне. Со временем она осталась внутри Закамской оборонитель-ной черты, а с вынужденным уходом прежних жителей появились бро-совые земли пустоши. Пришлые русские, причем в основном это бы-ли выходцы из Вятской и Казанской губерний, селились на казенных землях, таких, как левая прибрежная полоса Камы. Еще в конце XVI ве-ка некоторые монастыри имели здесь свои земли. Документы, датируе-мые XVII веком, сообщают : "... а деревня Илбахтина была за рекою Шильною и татаровя из тое деревни вышли, а поселились на той зем-ле новой пустыни строитель Левонтий з братьею и церковь устрои-ли, а земли им на пашню дано два поля Илбахтинские же татар за речкою Шильною. А от той Илбахтинской пашни вверх по Шильне реке до татарские же деревни Шемелины".

В конце XVII века Новорожденский мужской монастырь в Ильбух-тине, возведенный Левонтием со товарищи, был приписан к Казан-скому архиерейскому дому и в дальнейшем именовался домовым ар-хиерейским приписным монастырем. Судьба детища старца Левон-тия оказалась нелегкой. В 1707 году в этих краях вспыхнуло мощное национальное восстание, и монастырь был сожжен дотла. Чуть позже деревню с церковью передали во владения Елабужского Троицкого монастыря.

Не менее трагична судьба сельской церкви. Деревянная не выдержала испытания временем. Но на этом же месте была возведена другая. Вот что пишется по этому поводу в книге "Краткое описание церквей Менделеевского уезда" : "Село Ильбахтино. Каменная церковь по-строена усердием прихожан в 1820 г. и перестроена в 1871 г., имеет 3 престола: во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца, в честь Рождества Христова (освящена 19 мая 1880 г.) и Казанские Божия матери (освящена 5 июня 1881 г.). При церкви есть с 1880 г. попечительство; земли при ней 33 десятины. В селе есть земская смешанная школа. Кроме села приход состоит из 4-х деревень с 2715 душами обоего пола..."

В 1936 году эта церковь, как и тысячи других в России, была варварски разрушена. Большой колокол, к примеру, будучи сброшенным с высоты, дал трещину, а потом его и вовсе свезли на переплавку. Из девяти коло-колов сохранился лишь один. И то только потому, что его взял под лич-ную охрану Сергей Владимирович Морозов, бывший сотрудник На-бережночелнинского управления внутренних дел, ныне пенсионер. Ильбухтину повезло невероятно уже тем, что он выходец из этого села. Ведь главная должность Сергея Морозова хранитель истории родного края. С детских лет он увлеченно записывал воспоминания ста-риков, по крупицам собирал факты и события села в единое целое.

Ильбухтино было большим процветающим селом, говорит Сер-гей Владимирович. В 1800 году здесь действовали 2 водяные мель-ницы, которые перемалывали до 800 четвертей зерна. Была красильня, народ не только пахал и сеял, но и активно занимался другими промыс-лами. Развито было у нас и пчеловодство.

Если в самом начале заселения пустоши тут насчитывалось 90 дворов, то уже Пятая ревизия 1795 года подтвердила наличие 136 дворов, в ко-торых проживали 600 крестьян обоего пола. Пика своего расцвета Иль-бухтино достигло к революции, тогда здесь проживало более 1000 кре-стьян. Но потом население резко пошло на убыль. Причин тому было немало. Наряду с высокой детской смертностью и болезнями дало себя знать и становление новой власти.

С мая по октябрь 1918 года на территории Мензелинского уезда ца-рило безвластие, рассказывает краевед. Народившиеся волостные сельские комитеты, не имевшие какого-либо опыта в хозяйственной де-ятельности, на первых порах допустили большие перекосы в решении земельного вопроса, объявленного Декретом о земле. Уравнительное распределение земли затрагивало интересы трудового крестьянства, ко-торое считало, что за землю они уже заплатили в 1907 году выкупные платежи, и она перешла к ним в собственность. Так, в Ильбухтине из 3324 десятин пахотной земли было отрезано Кузкеевской волости 1005 десятин. Но отменная пашня пустовала до 1926 года, ныне на этих землях расположена деревня Игенче. И вот такими непродуманными действиями Советы невольно вбивали клин между крестьянством, что неминуемо должно было привести к взрыву недовольства новой вла-стью, которая именовала себя народной. Лютовали здесь и красные, и белочехи. В конце октября 1918 года весь Мензелинский уезд был очищен от белых. В Набережных Челнах начала работать ЧК штаба 2-й армии. В ноябре 1918 года сюда поступило заявление со списком лиц, которые якобы настроены против советской власти, участвовали в от-боре оружия у красноармейских отрядов и ждут возвращения отрезан-ной земли и лугов. По существу, большинство крестьян жалели отре-занную землю и луга как основу крестьянского хозяйства, но Совет-скую власть никто свергать не собирался. Более того, в это время в рядах Красной Армии находились 36 ильбухтинских крестьян, которые защищали советскую власть в партизанской армии уполномоченного ВЦИК И. Кожевникова.

По анонимному письму 2 ноября 1918 года на допросы были вызваны 26 крестьян. За председателя ЧК штаба Второй армии временно оста-валась 18-летняя Антонида Ковшова, особа решительная и энергичная, которая и отдала распоряжение о расстреле. И в ночь на 5 декабря 1918 года без достаточного расследования в селе Набережные Челны на улице Центральной были расстреляны 24 крестьянина из Ильбухтина.

И таких тяжелых страниц в истории села немало. Не раз страдало Иль-бухтино от пожаров. Летом 1885 года сгорели разом 132 двора. Погу-лял красный петух на здешних подворьях и в наше время. Только в 1972 году дотла сгорели 38 домов. Опустошительным для деревни оказалось и строительство автогиганта. Взрослое население, и особенно моло-дежь, рванули в город на заработки, деревня начала приходить в упа-док.

Это время на памяти председателя кооператива "Камский" Фоата Вилданова, который тогда был здесь управляющим отделением. В ту пору Ильбухтино было отделением одноименного совхоза, централь-ная усадьба которого была на значительном расстоянии от села. И это создавало множество проблем от социальных до бытовых. Именно Фоат Габдулхакович стал в свое время инициатором присоединения этого села к совхозу "Камский". Но мало было просто присоединить село к той сельской инфраструктуре, которая уже сложилась в тогдаш-нем совхозе. Нужна была работа для крестьян. И вот тогда Вилданов взялся за задачу, которую многие в ту пору сочли просто несбыточной : он решил создать на базе Ильбухтина современный молочнотоварный комплекс, который дал бы работу селянам. А их сегодня более двух с половиной сотен в ста дворах.

Начали с восстановления небольшого коровника, работа закипела. То, как возрождалось Ильбухтино, тема отдельного разговора. Навер-ное, на базе этого села вполне можно провести поучительный семинар для тех руководителей хозяйств республики, которые сетуют на убы-точность своей отрасли. Пример "Камского" говорит об обратном. Есть у людей работа, есть и заработная плата, семьи сыты, одеты-обу-ты. А значит, есть время для реанимации духовных помыслов. И этим работники кооператива не обделены.

Фоат Габдулхакович человек поразительной души, горячо говорит о Вилданове Сергей Морозов. Ведь не зря шесть раз под-ряд ему присуждали звание "Человек золотое сердце". Он строгий и требовательный руководитель и самый настоящий хозяин на земле, ра-деющий за своих ближних. А ближние его это большой коллектив "Камского", это каждый житель наших сел. Только благодаря Фоату Габдулхаковичу построили великолепную церковь в Большой Шиль-не, возвели мечеть в Малой Шильне. И когда я пришел к нему со сво-ей сокровенной мечтой о возрождении разрушенной ильбухтинской церкви, он тут же поддержал меня. И это в то время, когда я не смог по-лучить такую же поддержку или хотя бы понимание от своих одно-сельчан. Ведь немало тех, кто крепко стоит на ногах, имеет свое дело. Однако дорога к храму для них оказывается весьма тернистой. Помощь материальная нужна, ведь от той мощной кирпичной церкви с приде-лами остались только стены ! Работы непочатый край. Но именно Вилданов подбадривает меня, помогает реальными делами, убеждает бизнесменов принять участие в строительстве храма. Горячо отклик-нулся на наш призыв генеральный директор ООО "КамАЗ-стройин-дустрия" В. Голубев, который помогает стройматериалами.

Частный предприниматель П. Комлев изготовил и привез пластико-вые окна к одному из приделов. Глубоко тронул нас поступок школьни-ка Саши Хорькова, который, узнав о нуждах инициаторов восстанов-ления церкви, принес собственные сто рублей. Благодаря общим уси-лиям в 2000 году мы зарегистрировали Ильбухтинский приход со сво-им уставом и расчетным счетом. И теперь храм Макария Желтовод-ского (между прочим, село некоторое время параллельно с официаль-ным названием именовалось и Макарьевским в честь этого святого) официально включен в состав Казанской епархии Русской право-славной церкви. Удалось восстановить небольшую часть церкви. В мае ждем владыку Анастасия на освящение придела.

А пока село живет земными заботами. Народ здесь благодаря коопера-тиву "Камский" крепко стоит на ногах. Хозяйства добротные, много живности на дворах, тем более что кормами кооператив своих работ-ников снабжает исправно. В районе шутят : мол, в этом кооперативе те-кут молочные реки да в картофельных берегах. Оно и правда. Молоко и картофель основа благополучия тружеников "Камского". Здесь уме-ют выращивать свою фирменную культуру, получая высокие урожаи. Прибыльно и производство молока. Работать здесь умеют, потому и ве-рят в свое будущее, расчищая дорогу к храму.

Гамира ГАДЕЛЬШИНА

"Республика Татарстан, 27 января 2005 г.

 
Hosted by uCoz